Новости проекта
Разъяснение ситуации с рекламой и предупреждением МАРТ
Обновленные функции Schools.by
Голосование
Пользуетесь ли вы мобильным приложением Schools.by?
Всего 0 человек

Адаптационная площадка

Дата: 30 августа 2016 в 13:11, Обновлено 4 сентября 2021 в 20:16

При поступлении в дошкольное учреждение у малышей происходит ломка стереотипов: из знакомой семейной обстановки ребенок попадает в непривычную среду детского сада. Четкий режим дня, новые требования, другой стиль общения, постоянный контакт со сверстниками становятся для него источниками стрессовых ситуаций.

Длительность периода адаптации зависит от многих причин:

  • от особенностей высшей нервной деятельности и возраста ребенка;
  • от наличия или отсутствия предшествующей тренировки его нервной системы;
  • от состояния здоровья;
  • от резкого контраста между обстановкой, в которой ребенок привык находиться дома и той, в которой находиться в дошкольном учреждении;
  • от разницы в методах воспитания.

Адаптация – это не только процесс привыкания ребенка к дошкольному учреждению на первых порах, но и выработка умений и навыков в повседневной жизни.

Адаптационный период у детей может сопровождаться различными негативными поведенческими реакциями:

Упрямство (причины):

  • перевозбуждение нервной системы ребенка сильными впечатлениями, переутомлением, переживанием;
  • стремление к самостоятельности и независимости, неумелые попытки проявить свою волю;
  • привычная форма поведения избалованного ребенка;
  • своеобразная форма протеста против грубого и необоснованного подавления взрослыми его самостоятельности и инициативы.

Грубость, дерзость, неуважительное отношение к взрослым (причины):

  • отсутствие уважения взрослых к ребенку;
  • реакция на несправедливое, грубое обвинение ребенка во лжи, лени, в неблаговидном поступке;
  • недостаточное развитие воли, неумение владеть собой;
  • утомление от однообразной деятельности.

Лживость (причины):

  • болезнь, страх наказания;
  • желание привлечь к себе внимание, хвастливость.

Лень (причины):

  • неразумная воспитательная тактика родителей стремление уберечь ребенка от трудового усилия (бывает так, что у родителей нет терпения подождать, пока ребенок выполнит его просьбу, и они все делают за него);
  • воспитатель не поощряет усилий и стараний ребенка, а только критикует его недостатки.

Воспитатель создавая у ребенка положительное отношение к детскому саду, развивая различные умения, соответствующие возрастным возможностям, формируя потребность в общении со взрослым и детьми, он обеспечивает решение воспитательно - образовательных задач уже в период привыкания ребенка к новым условиям и тем самым ускоряет протекание адаптационного процесса.

Родители оказывают большое влияние на процесс адаптации ребенка. Т.к. решение отдать его в детский сад, “в чужие руки” может спровоцировать у них тревожность, беспокойство: там его обидят, не накормят, не переоденут и т.п.

Дети в 1,5-2 года не могут рассказать об испытываемом ими дискомфорте, поэтому передают информацию через плач, тревожное ожидание мамы. Появление нехарактерных для ребенка невротических симптомов тревожит и пугает родителей.

Напряженное, тревожное состояние взрослых усиливает эмоциональное напряжение ребенка в детском саду. Передача чувств, происходит моментально: ребенок улавливает стойкое отвержение детского сада родителями и тоже начинает испытывать страх и тревогу.

У родителей, плохо знающих специфику работы воспитателя, его личностные качества, особенности общения детей в группе, возникает предвзятое, негативное отношение, не доверие к сотрудникам детского сада: за ребенком не следят, воспитатели ничего не делают, дети предоставлены сами себе и т.п. А недоверие усиливает чувство тревоги, ожидание неприятностей. Если мама, придя за ребенком, увидит у него синяк, царапину, порванную одежду и т.п., то стойкое негативное отношение к детскому саду обеспечено.

Если родители выбирают деструктивную стратегию адаптации:

  • игнорирование работников детского сада,
  • демонстрацию агрессии,
  • конфликтное поведение.

Ребенок, чувствуя состояние родителей, начинает бессознательно подыгрывать им. Таким образом, адаптация ребенка и семьи затягивается на годы.

Проблема адаптации очень актуальна и для нашего детского садатак как ежегодно в образовательное учреждение поступает 30-36 малышей.

Для того чтобы процесс адаптации ребенка к новым условиям проходил в щадящем режиме, нами была запущена программа “Адаптационная площадка”.

Цель программы: адаптация родителей и детей раннего возраста к условиям детского сада.

Задачи.

  • Сохранение, укрепление здоровья ребенка путем создания соответствующих условий (оптимальная организация педагогического процесса).
  • Создание условий для наиболее адекватного, почти безболезненного приспособления родителей и детей к дошкольному учреждению.
  • Формирование у родителей и детей положительного отношения к окружающей действительности на основе активной познавательной деятельности.
  • Передача социального опыта игры.
  • Создание единого воспитательно - образовательного пространства на основе формирования доверительных, партнерских отношений сотрудников детского сада с родителями.

Методы и приемы:

  • приемы арт-терапии (рисование, лепка, конструирование);
  • приемы музыкотерапии;
  • игровая терапия
Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.