При поступлении в дошкольное учреждение у малышей происходит ломка стереотипов: из знакомой семейной обстановки ребенок попадает в непривычную среду детского сада. Четкий режим дня, новые требования, другой стиль общения, постоянный контакт со сверстниками становятся для него источниками стрессовых ситуаций.
Длительность периода адаптации зависит от многих причин:
- от особенностей высшей нервной деятельности и возраста ребенка;
- от наличия или отсутствия предшествующей тренировки его нервной системы;
- от состояния здоровья;
- от резкого контраста между обстановкой, в которой ребенок привык находиться дома и той, в которой находиться в дошкольном учреждении;
- от разницы в методах воспитания.
Адаптация – это не только процесс привыкания ребенка к дошкольному учреждению на первых порах, но и выработка умений и навыков в повседневной жизни.
Адаптационный период у детей может сопровождаться различными негативными поведенческими реакциями:
Упрямство (причины):
- перевозбуждение нервной системы ребенка сильными впечатлениями, переутомлением, переживанием;
- стремление к самостоятельности и независимости, неумелые попытки проявить свою волю;
- привычная форма поведения избалованного ребенка;
- своеобразная форма протеста против грубого и необоснованного подавления взрослыми его самостоятельности и инициативы.
Грубость, дерзость, неуважительное отношение к взрослым (причины):
- отсутствие уважения взрослых к ребенку;
- реакция на несправедливое, грубое обвинение ребенка во лжи, лени, в неблаговидном поступке;
- недостаточное развитие воли, неумение владеть собой;
- утомление от однообразной деятельности.
Лживость (причины):
- болезнь, страх наказания;
- желание привлечь к себе внимание, хвастливость.
Лень (причины):
- неразумная воспитательная тактика родителей стремление уберечь ребенка от трудового усилия (бывает так, что у родителей нет терпения подождать, пока ребенок выполнит его просьбу, и они все делают за него);
- воспитатель не поощряет усилий и стараний ребенка, а только критикует его недостатки.
Воспитатель создавая у ребенка положительное отношение к детскому саду, развивая различные умения, соответствующие возрастным возможностям, формируя потребность в общении со взрослым и детьми, он обеспечивает решение воспитательно - образовательных задач уже в период привыкания ребенка к новым условиям и тем самым ускоряет протекание адаптационного процесса.
Родители оказывают большое влияние на процесс адаптации ребенка. Т.к. решение отдать его в детский сад, “в чужие руки” может спровоцировать у них тревожность, беспокойство: там его обидят, не накормят, не переоденут и т.п.
Дети в 1,5-2 года не могут рассказать об испытываемом ими дискомфорте, поэтому передают информацию через плач, тревожное ожидание мамы. Появление нехарактерных для ребенка невротических симптомов тревожит и пугает родителей.
Напряженное, тревожное состояние взрослых усиливает эмоциональное напряжение ребенка в детском саду. Передача чувств, происходит моментально: ребенок улавливает стойкое отвержение детского сада родителями и тоже начинает испытывать страх и тревогу.
У родителей, плохо знающих специфику работы воспитателя, его личностные качества, особенности общения детей в группе, возникает предвзятое, негативное отношение, не доверие к сотрудникам детского сада: за ребенком не следят, воспитатели ничего не делают, дети предоставлены сами себе и т.п. А недоверие усиливает чувство тревоги, ожидание неприятностей. Если мама, придя за ребенком, увидит у него синяк, царапину, порванную одежду и т.п., то стойкое негативное отношение к детскому саду обеспечено.
Если родители выбирают деструктивную стратегию адаптации:
- игнорирование работников детского сада,
- демонстрацию агрессии,
- конфликтное поведение.
Ребенок, чувствуя состояние родителей, начинает бессознательно подыгрывать им. Таким образом, адаптация ребенка и семьи затягивается на годы.
Проблема адаптации очень актуальна и для нашего детского сада, так как ежегодно в образовательное учреждение поступает 30-36 малышей.
Для того чтобы процесс адаптации ребенка к новым условиям проходил в щадящем режиме, нами была запущена программа “Адаптационная площадка”.
Цель программы: адаптация родителей и детей раннего возраста к условиям детского сада.
Задачи.
- Сохранение, укрепление здоровья ребенка путем создания соответствующих условий (оптимальная организация педагогического процесса).
- Создание условий для наиболее адекватного, почти безболезненного приспособления родителей и детей к дошкольному учреждению.
- Формирование у родителей и детей положительного отношения к окружающей действительности на основе активной познавательной деятельности.
- Передача социального опыта игры.
- Создание единого воспитательно - образовательного пространства на основе формирования доверительных, партнерских отношений сотрудников детского сада с родителями.
Методы и приемы:
- приемы арт-терапии (рисование, лепка, конструирование);
- приемы музыкотерапии;
- игровая терапия