Интерес к труду
</center>
В правильном воспитании ребёнка непреходящее значение имеет труд; в приложении к ребенку – посильный труд.
Вам вовсе не обязательно возлагать на плечи пятилетнего малыша уборку всей квартиры, но попросить его вытереть влажной тряпкой пыль с подоконника вы можете вполне.
Ребёнок может помогать при уборке (а в своей комнате следить за порядком должен исключительно он), при приготовлении пищи, он может разложить ложки и вилки перед едой, в возможностях ребёнка – покормить некоторых домашних животных (кошку, собаку) и птиц (попугайчиков, канареек, а в сельской местности – кур и цыплят); ребёнку вполне по силам полить многочисленные домашние растения (пусть это не Бог весть, какая помощь, но ребёнок освободит вам с четверть часа драгоценного времени, равно как и сэкономит часть сил).
И ещё ребёнок может оказать помощь во множестве всяких мелочей: поднять и выбросить обронённую бумажку, убавить звук радиоприемника, закрыть кран, если капает вода.
Используйте удобный момент – интерес.
Награда за труд
</center>
Объясните ребёнку важное жизненное правило – что всякое удовольствие надо заслужить.
Если какой-то человек гонится за удовольствиями, не желая работать, если он хочет только брать, не желая давать, то такой человек порочен и имеет весьма неважные перспективы. У вас появится повод поговорить с ребёнком о совести. «Если хочешь со спокойной совестью (с чувством выполненного долга) посмотреть мультик, позаботься о порядке среди игрушек».
Труд ребёнка не должен не остаться не замеченным с вашей стороны, а должен быть поощрён: похвалой, каким-нибудь недорогим подарком. Даже если ребёнок что-нибудь сделает не так.
А если он что-либо разобьёт, сломает, не вздумайте ругать его – ведь ребёнок хотел помочь.
Труд и результаты труда должны сопровождаться положительными эмоциями.
Принцип постепенности в воспитании привычки к труду
</center>
Принцип постепенности важен и в воспитании у ребёнка правильного отношения к труду.
Если ваш ребёнок лет до 16 – 17 не будет приучен к труду и вырастет белоручкой и лентяем, то, как же нелегко ему придётся в жизни! И у вас ничего не получится, если вы, вдруг спохватившись, начнёте активно приучать к труду своего десятилетнего ребёнка.
Начинать надо с совсем «молодых ногтей». Наверное, не только ребёнок придерживается определённого режима дня. У вас режим тоже давно сложился, и сложилась очередность ваших домашних работ. В распорядке дня ребёнка вы должны выделить немного времени для помощи по хозяйству.
Девочка может помочь вам в приготовлении блюд на обед, мальчик пусть подметёт в коридоре. Помощь по дому пускай повторяется в одно и тоже время – эта помощь должна войти в привычку.
И только тогда можно говорить о её устойчивом воспитательном значении.