Музыкальное воспитание и роль музыки в жизни
современного ребенка дошкольного возраста.
Неоспоримым фактом является важность и значимость музыкального воспитания детей в детском саду. В художественно-эстетическом аспекте музыкальное воспитание является , пожалуй, одним из важнейших компонентов. С самого раннего возраста дети могут очень чутко и эмоционально реагируют на звуки , на музыку, на тембры голоса. В какой-то степени звуки, окружающие ребенка, и есть музыка в различных ее проявлениях. Если это приятные слуху звуки, мягкий голос мамы, поющей колыбельную своему ребенку, пение птиц на улице, или добрый голос бабушки, которая читает сказку, все это является важнейшим элементом психологического комфорта ребенка. Ну а в дальнейшем, занятия музыкой или танцами или обучение игре на музыкальных инструментах позволяют раскрыть творческие способности детей, развить артистизм и воображение, старание и усидчивость, веру в себя и чувство удовлетворения собой.
Между тем, многие родители недооценивают влияние музыкального воспитания на интеллект и развитие ребёнка. Умение слышать, оценивать , распознавать и воспроизводить музыкальные элементы в комплексе, а именно интонирование мелодии, ощущения ритма и темпа, настроения а особенно игра на музыкальных инструментах – очень сложная координационно-интеллектуальная задача для ребенка. Но при успешном владении этими компонентами музыки ребенок достигает колоссальных успехов в развитие.
Занятия по музыкальному воспитанию в детском саду начинаются с самых младших групп и продолжаются до подготовительного возраста, ну а затем продолжается и в школьном периоде. Пожалуй, основной и самый доступный для ребенка путь музыкального воспитания в детском саду лежит через пение.
Врач – фониатр Е.И.Алмазов утверждает: «Пение… доставляет поющему удовольствие,… упражняет и развивает его слух, дыхательную систему, и тем самым занимаясь дыхательной гимнастикой, укрепляет своё здоровье.»
Благодаря словесному тексту, песня становится доступнее детям по содержанию, чем любой другой музыкальный жанр. А хоровое пение объединяет детей, помогает коллективизировать, создаёт условия для их эмоционального музыкального общения. Поэтому подбор песенного репертуара, комфортного для исполнения , интересного по содержанию является одной из важнейших задач музыкального руководителя. Песенный репертуар подбирается в соответствии с возрастными особенностями детей. Для младшего возраста характерны произведения с несложной линией мелодии, с интервальным диапазоном в терцию или квинту, с простым ритмическим рисунком и размером 2/4 и позитивным для слуха мажорном ладу. В старшем возрасте песенный репертуар усложняется.
Музыкальный руководитель использует больше характерных композиций разнообразных по темпу , мелодики, ритму , возможность сольного исполнения. Все это помогает ребенку, его музыкальному развитию самосовершенствоваться чувствовать себя уверенней , овладевать умениями и знаниями который и предлагаются в программах и методиках музыкальных руководителей УДО.
Еще одним из важнейших видов музыкального развития и воспитания является танцевально –ритмическая деятельность ребенка. Движения под музыку издавна применялись в воспитании детей (Древняя Индия, Китай, Греция). Но впервые обратил внимание на ритмику и обосновал её в качестве метода музыкального воспитания швейцарский педагог и композитор Эмиль Жак-Далькроз (1865-1950). Как известно через движение и пластику мы способны выражать чувства, эмоции и настроение. Известные мировые специалисты сделали важный вывод: «Только органическая связь музыки и движения обеспечивает полноценное музыкально-ритмическое воспитание детей». Поэтому, элементы ритмики, которыми начинают овладевать дети с самых младших групп, помогают ребенку не только почувствовать свое тело, но и понять, что музыка помогает владеть телом, контролировать и координировать движения. Музыка через движения помогает детям воспринимать художественные образов и выражать их в движениях, А ритмика, в свою очередь, помогает согласовывать движения с характером музыки, а также позволяют лучше усвоить музыкальный материал.
Музыка открывает каждому из нас целый мир возвышенных чувств, стремление к поставленным целям, надежды на лучшее, добрые мыслей и помыслы. Благодаря существованию программ раннего музыкального развития мы, музыкальные руководители, имеем возможность учить детей слушать и ценить музыку с детства . Человек, которому в детстве распахнули окно в мир прекрасного, в мир музыки умеет все шансы в будущем воспринимать жизнь ярче, видеть мир многостороннее и добрее. Обучая музыке, мы воздействуем на общее развитие и духовный мир ребенка.
Ученые – психологи доказали, что постоянное присутствие музыки в жизни человека очень важно. Под звуки музыки легче работается и думается, она помогает расслабиться и настроиться на определённый лад, она сопровождает человека и в горе, и в радости, создает праздник в нашей жизни.
В общем, музыка является замечательным фоном и поддержкой для деятельности ребёнка. А как важны все виды детской деятельности. И лепка и рисование, и физические упражнения хороши и полезны сами по себе. Но только музыка способна создать определённый настрой у малыша. Музыка способна повысить эффективность того или иного вида деятельности, которым занято ваш ребенок.
А что же семья? Какую роль в музыкальном развитие и воспитание она несет?
Даже не имея профессионального музыкального образования, родители могут сделать музыку своим надёжным союзником и помощником в организации повседневной жизни своего ребенка. Семья является первой и наиболее значимой ступенькой для знакомства маленького человека с миром музыки. Чем выше музыкальная, социальная культура взрослых представителей семьи, тем ближе для них эмоциональная сфера детей, тем содержательнее становится их общение, их интересы. Все это и есть основы музыкального воспитания ребенка.
Привить ребёнку любовь к музыке насильно невозможно. Пусть она просто присутствует в жизни ребёнка, сопровождает его. Например, походы на концерты, в театры, на музыкальные представления могут стать доброй семейной традицией, когда в доме регулярно звучит классическая музыка, это способствует поддержанию интереса, развитию музыкальных представлений, расширяет кругозор.
Приобщение детей дошкольного возраста к миру музыки оказывает воздействие на формирование общего отношения к искусству и окружающей действительности.
Чем раньше состоялось знакомство ребёнка с музыкой, тем лучше. В музыкальных магазинах масса специальных музыкальных коллекций для всех возрастов. В то же время, при всём многообразии музыкальных дисков, ничто не заменит ребёнку колыбельной, спетой мамой перед сном. Для того, чтобы петь колыбельные необязательно иметь выдающиеся вокальные данные и абсолютный слух. Нужно только немного любви и внимания, а простую мелодию колыбельной может освоить каждый.
Раннее проявление музыкальных способностей наблюдается, как правило, именно у детей, получающих достаточно богатые музыкальные впечатления и музыкальный опыт.
Однако, если музыкальные способности ребенка в раннем возрасте проявились недостаточно ярко, то это не должно смущать родителей и педагогов. Если у ребёнка есть интерес к музыке, желание заниматься, способности будут развиваться, и он сможет достичь хороших результатов. Просто временной путь для достижения результатов у каждого индивидуален.
В наше время особенно важно дать детям музыкальное понимание и образование, чтобы они смогли самостоятельно ориентироваться в существующем на сегодня музыкальном многообразии, были способны чувствовать и понимать подлинное настоящее искусство и ценить его.
Не каждый ребёнок станет музыкантом или будет приобщен к этой сфере. Воспитание профессионального музыканта не должно быть главной и единственной задачей педагогов. Самая главная задача - научить ребёнка любить и воспринимать музыку, расширять его кругозор, наполнять музыкальные представления, развивать музыкальные способности.
Музыка открывает детям целую жизнь. Интересную жизнь кроме школы, возможность проявить себя в творчестве, выделиться среди своих сверстников, почувствовать себя артистом. Музыка помогает выработать своеобразный «иммунитет», чтобы не потеряться, не зачерстветь в современном мире.