Организационно-методическое обеспечение образовательного процесса
в летний оздоровительный период
Летнюю работу с детьми в учреждении дошкольного образования принято называть оздоровительной. Этим определяется основная её цель: создание благоприятных условий и максимальное использование летнего времени для укрепления здоровья детей и закаливания детского организма.
В ходе летнего оздоровления в нашем учреждении дошкольного образования решаются задачи:
1. Обеспечить эффективность и положительную динамику летнего оздоровления путём создания оздоровительной предметно-развивающей среды в учреждении дошкольного образования
2. Создать условия для физкультурно-оздоровительной работы, рационального питания, закаливания с учётом состояния и группы здоровья каждого воспитанника
3. Активизировать работу по художественно-эстетическому и экологическому воспитанию средствами досуговой деятельности
4. Обеспечить безопасные условия пребывания воспитанников в учреждении дошкольного образования и за его пределами
Групповые помещения. Предметно-игровая среда в группах должна быть оснащена в соответствии с возрастом. Списки детей на полотенца, постели, шкафчики редактируются в соответствии со списочным составом группы, с учётом объединения групп (списки оформляются одинаковой нумерации на полотенца, шкафчики, постели). Внимание! Вся мебель должна быть закреплена! В уголке природы не должно быть ядовитых растений, и растений (ампельных), стоящих на высоте. В спальных и туалетных нет никаких комнатных растений, в групповых комнатах (на окнах) комнатные растения — не выше 15 см. Во всех шкафах, микрокабинетах и всех доступных для детей местах не должно быть скрепок, ножниц, иголок, медпрепаратов, продуктов питания, кремов и т.д.. Окна для проветривания должны быть засечены. Градусники в групповой, спальне размещаются в соответствии с санитарными правилами 0.8-1.2 м от пола. Проведение текущего и капитального ремонта здания, помещений и коммуникаций учреждения образования в условиях пребывания воспитанников – не допустимо. В каждой группе (по необходимости) составляется новая схема рассадки воспитанников.
Туалетные помещения. Душевые поддоны оборудованы поручнями и нескользящими резиновыми ковриком (дети моют ноги перед сном). Чистящие, моющие, дезинфицирующие средства находятся в специальных закрывающихся шкафах. Пользоваться освежителями воздуха во всех помещениях, где находятся воспитанники, запрещается.
Выносной игровой материал. Постоянно отслеживать состояние выносных игрушек, своевременно убираем сломанные. Обеспечить участки спортивными игрушками, оборудованием для игр с водой. Игрушки для игры на улице в конце дня воспитатели моют непосредственно на территории учреждения дошкольного образования с помощью поливочных шлангов.
Песочницы. Закрыты крышками, отремонтированные. Обеспечивается ежедневный полив песка и территории (следим за исправностью поливочной системы). При сухой и жаркой погоде не менее двух раз в день перед уборкой территории проводится поливка земельного участка. Перед игрой песок слегка увлажняется и перелопачивается. До 1июня все песочницы досыпаются новым привезённым песком с обязательным протоколом испытаний (лабораторный отдел Лидского ЦГЭ).
Территория, участки. Ямы возле детских горок, спортивных снарядов, качелей; корни деревьев периодически засыпаеются песком, землёй. Камней на участках не должно быть. Если используются камни для оформления клумб (кроме участков), то их необходимо укрепить друг с другом цементом. При необходимости опасные участки на территории учреждения ограждаются красной лентой! Постоянно отслеживать состояние веранд, песочниц, скамеек на наличие опасных предметов (гвоздей, сколов, стекла и т.д.)
Яма для прыжков. Оформляем в соответствии с методикой. Длина 3-4 м, ширина 1.5-2м; располагается в направлении с юга на север не ближе 3-4м от забора. На дорожку для разбега отведено 8-12м, ширина её 80-100см; на расстоянии 20-30м от края ямы вкапывается деревянный брусок толщиной 10-15см с колышками. На уровне дорожки прикрепляется планка шириной 20см и длиной 80-100см, которая служит для отталкивания при прыжках. По стенкам яма обносится деревянным бортиком, опущенным ниже её края 1-2см; сбоку от ямы располагается мерная планка. Прыжковая ямы заполнена взрыхлённым на глубину 20-40см песком. Песок просеивается.
«Дорожка здоровья». (методические рекомендации Министерства здравоохранения Республики Беларусь №11-14-2-2001 «Медико-педагогический контроль за физическим воспитанием детей дошкольного возраста» отменены, однако структуру и элементы «дорожки» и их расположение можно посмотреть).
Распорядок дня. Соответствуют возрасту детей и специфике работы конкретной группы. Распорядок в течение лета может меняться в соответствии с изменением графика выдачи пищи (в связи с объединением групп, уменьшением или увеличением их количества). Необходимо обратить внимание при составлении распорядка дня на то, что время между приёмами пищи должно быть не менее 2 часов и не более 3.5-4ч. Время выдачи пищи и время приёма пищи (по распорядку) не совпадают (интервал 5-10 мин.). Обедать воспитанники в летний период должны чуть раньше (не в самое жаркое время). Дли¬тельность дневного сна, наоборот, уместно не¬много увеличить, поскольку ночной сон летом сокращён, ведь дети ложатся спать позже. Пе¬ред обедом и после физических упражнений уместным будет проведение водных процедур. Это способствует укреплению здоровья, созда¬нию позитивного эмоционального состояния детей, повышению аппетита, формированию здорового образа жизни.
Формы работы с семьёй. Воспитателями групп проводится опрос родителей об оздоровлении детей в летний период: за пределами дошкольного учреждения или в условиях дошкольного учреждения. Ежегодно проводим опрос родителей «Уровень удовлетворённости работой учреждения дошкольного образования в период летних каникул». Обращаем внимание на эстетику оформления родительских уголков, наличие информации о питании, меню выходного дня в соответствии с возрастом и сезоном. Меню на сегодня с включением домашнего ужина находится в каждой группе. В родительском уголке размещаем материал в соответствии с планом работы воспитателя с воспитанниками дошкольного учреждения образования на конкретный день, неделю. В преддверии летнего оздоровительного периода актуально размещение родительских уголков на участках, верандах, при входе в детский сад. К летнему оздоровительному периоду 2018 года творческой группой яслей-сада разрабатывается проект выносного родительского уголка. Традиционно в учреждениях дошкольного образования используются наглядно-информационные формы работы с родителями. С це¬лью повышения их эффективности мы пытаемся изменить подходы к этой работе: избегать формализма, освещать актуальные во¬просы, использовать современные средства для оформления материалов. Современный уро¬вень информатизации общества делает доста¬точно актуальным распространение информа¬ции для родителей через сайт нашего учреждения образования для ознакомления родителей с жизнью детей летом (рубрики: «Оздоровление ребёнка летом», «Лето и безопасность наших детей», «Летние досуги на прогулке», «В огороде и в саду я помощником расту», «Летние экскурсии по родному городу» и др.). К тому же использование таких современных форм рабо¬ты способствует формированию пози¬тивного имиджа учреждения образования.
Наличие сценариев досугов, развлечений, праздников, конспекты пеших походов, целевых экскурсий (в соответствии с планом специалиста).
Схемы маршрутов оформляются в соответствии с требованиями. Акты обследования маршрутов пересматриваются и утверждаются руководителем ежегодно.
Тетрадь выхода детей за территорию учреждения дошкольного образования. Количество выходов по плану и количество проведённых должны соответствовать (исключение: погодные условия (прописать замену в плане образовательной работы в группе).
Информация о состоянии здоровья детей – группы здоровья, заболевания, списки детей, имеющих нарушения ОДА (плоскостопие, осанка), рекомендации по коррекции двигательного режима детей 3-4 группы здоровья, рекомендации воспитателям по организации индивидуальной работы с детьми по развитию двигательных навыков и умений, план индивидуальной работы с детьми, имеющими недостаточный уровень физической подготовленности по основным видам движений). Наличие сведений должно быть как в группе, так и у специалистов. Информация передаётся из закрытых групп в те, куда переводятся дети. Необходимо иметь сведения о состоянии здоровья воспитанников, которые переведены из других учреждений. Педагоги должны владеть информацией по каждому воспитаннику и осуществлять индивидуальный подход при организации деятельности.
На общих и групповых родительских собраниях в мае всегда рассматриваются вопросы организации летнего оздоровительного периода. Приглашаются для участия в собраниях инспектора ГАИ, представителей службы МЧС, специалистов центра гигиены и эпидемиологии.
Питание в группах. Стаканы, чашки для полоскания рта, горла, чистки зубов должны храниться в буфетных. Чистящие и моющие средства хранятся в недоступном для детей месте. Большое внимание уделяем сервировке стола, правильности раздачи (помощник воспитателя в одноразовых перчатках раскладывает и подаёт готовые блюда) и подачи блюд (постепенность). Обращаем внимание на состояние и содержание уголков дежурных (по занятиям дежурных нет): совочки и щёточки для сметания крошек, чистая форма для дежурных.
Питьевой режим. Организуется как в группе, так и на улице. На улице вода находится постоянно. Отслеживается срок использования бутилированной или кипячёной воды. На прогулку выносим 2 подноса для хранения чистых (дном вверх) и использованных стаканчиков, которые накрываются чистыми салфетками.
Закаливание. Проводится с учётом температуры воздуха, возраста, состояния здоровья, с соблюдением методики проведения, под наблюдением медицинского работника. Гигиеническое мытьё ног проводится перед сном, а обливание ног на прогулке как закаливающее мероприятие
В рамках подготовительной работы учреждения дошкольного образования заместителем заведующего по основной деятельности (в апреле-мае) изучаются потребности педагогов в методической помощи по работе с детьми в летний оздоровительный период, что обеспечит в будущем и создаст предпосылки для обеспечения качества образовательной работы с воспитанниками, повышение уровня профессионализма педагогов. Исходя из потребностей педагогов, подготавливаются индивидуальные и групповые консультации по заявленным проблемам, что обеспечивает дифференцированный подход к работе с кадрами по организации образовательного процесса педагогов разной квалификации, педагогов, работающих с детьми с ОПФР, в условиях группы интегрированного обучения и воспитания, разновозрастных групп. Ежегодно на инструктивно-методическом совещании в мае педагогами и специалистами обсуждаются новые нормативные документы по работе с воспитанниками летом, а также памятки по профилактике отравлений ядовитыми грибами и растениями, по профилактике острых кишечных инфекций, по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма, по охране жизни и здоровья воспитанников.
Накануне летнего оздоровительного периода в информационно-методическом кабинете оформляется выставка справочной, методической литературы для педагогов, художественной литературы для чтения детям; рекомендации по основам безопасной жизнедеятельности (правилам дорожного движения, основам безопасности и т.д.) для каждого возраста; картотеки наблюдений за природными объектами, картотеки подвижных, строительно-конструктивных, дидактических игр и др.); рекомендации по проведению экскурсий, целевых прогулок; консультации по организации работы с детьми летом на огороде, цветнике, работы с природным материалом.
Воспитателю необходимо постоянно помнить о перспективно-календарной модели планирования. Например, мы планируем на месяц — работу с родителями, на 2 (4) недели – утреннюю гимнастику (2 (4) неделя с предметами и усложнением), на всё лето (3 месяца) – закаливание в тёплый период года, а нерегламентированные виды детской деятельности (общение, игру, трудовую деятельность, художественную) – на каждый день. Если группа разновозрастная – осуществляем дифференцированный подход к планированию образовательного процесса с воспитанниками каждого возраста. Планируя образовательный процесс летом, педагоги, прежде всего, должны помнить о приоритетных направлениях работы учреждения в этот период. Проектный подход к планированию даёт педагогам возможность комплексно подойти к решению образовательных, воспитательных задач, привлечь самих детей к процессу планирования, повысить, таким образом, их познавательную активность, формировать интерес как к самому процессу познавательной, поисковой, исследовательской деятельности, так и к её конечному результату, который дети могут увидеть во время проведения итоговых мероприятий в конце недели или месяца, когда подводят итоги образовательного проекта. Эффективно используются при организации прогулок элементы проблемного обучения: элементарные опыты (с водой, песком, игрушками, сделанными из различных материалов, растениями); проблемные ситуации (столкновение противоположных мнений, решение проблемы); творческие задания (творческие рассказы, рисование по замыслу и т.д.); загадки; метод наглядного моделирования, которые позволяют активизировать познавательную активность, партнёрски взаимодействовать с педагогом на равных условиях, повышать самооценку детей. Таким образом, реализуется и творчество педагогов в выборе оптимальных форм организации жизнедеятельности дошкольников. Летний период даёт широкие возможности педагогу интегрировать задачи экологического воспитания, физического развития в разнообразные формы работы. Кроме того, в непринуждённой интересной форме реализуются задачи речевого и познавательного развития во время проведения праздников, развлечений, прогулок, экскурсий в природу. Большой потенциал реализации социально-нравственного и личностного развития воспитанников имеют такие виды деятельности детей летом, как наблюдения в природе, трудовая деятельность на огороде, организация фольклорных праздников, ежегодное проведение в июне параолимпийских игр со всеми воспитанниками яслей-сада.Также разрабатываются и рекомендации по направлениям развития: физкультурно-оздоровительная работа, мир природы, игра, художественно-изобразительная деятельность, летние праздники и досуги, основы безопасности жизнедеятельности детей, организация работы с родителями, питание, краеведение.
В информационно-методическом кабинете в предверии летнего оздоровительного периода ежегодно оформляется выставки:
1) выставку «Организация работы летом»;
2) выписку из годового плана по организации работы в летний оздоровительный период и вывешиваем на стенд (на 3 месяца);
3) графики проведения музыкальных и физкультурных праздников, развлечений и досугов;
4) перспективное планирование тематических недель;
5)рекомендации по планированию и проведению образовательной работы летом;
5) картотеки наблюдений летом за природными объектами;
6) рекомендации по проведению экскурсий, целевых прогулок, прогулок-походов по маршруту (простейший туризм) с учетом рас¬положения учреждения дошкольного образования;
7) памятки по ор¬ганизации закаливания в летний период с учётом группы здоровья;
8) календарь летних народных праздников;
9) карты-схемы маршрутов, прогулок, их описание, примерные конспекты их проведения;
10) перспективное планирование с детьми по основам безопасности (в том числе по правилам дорожного движения);
11) картотеки подвижных, строительно-конструктивных, дидактических игр;
12) консультации (индивидуальные, групповые, дифференцированные) по организации работы с детьми летом: прогулок-походов за пределы детского сада; труда в цветнике, на огороде; работы с природным материалом; изучения основ безопасности, правил дорожного движения; использования игрушек и пособий для игр с песком и водой.