Новости проекта
Разъяснение ситуации с рекламой и предупреждением МАРТ
Обновленные функции Schools.by
Голосование
Пользуетесь ли вы мобильным приложением Schools.by?
Всего 0 человек

ДЕТИ АЛКОГОЛИКОВ: ЖИЗНЬ В ОКРУЖЕНИИ МИФОВ

Дата: 11 июля 2016 в 14:38

Удивительно, но при всей, уже ставшей притчей во языцех,   распространенности алкоголизма в нашей стране, адекватное представление об этой проблеме, понимание ее причин и последствий, до сих пор толком не сформированы. Напротив – алкоголизм и по сей день окружен ни на чем не основанными мифами и ошибочными стереотипами: де мол, «все пьют», «настоящий мужик должен уметь пить»», «после этого лучше работается» и т.д.

И, как это всегда бывает, наиболее уязвимыми оказываются дети. Сколько же их по нашей стране – детей алкоголиков! И отнюдь не все они — сироты в детских приютах или деревенские беспризорники в рваных валенках. Такой ребенок может учиться в элитной частной школе, но по вечерам все равно видеть своего отца нетрезвым. Просто у отца на столе будет не жбан самогона, а «Хенесси».

Жизнь ребенка из алкогольной семьи окружена мифами. Во-первых, их создают его близкие, пытаясь отгородить от проблем: «Папа не пьяный, он просто устал». Во-вторых, эти мифы порождает общество: «А, так у него же отец — алкаш, что из него может вырасти?» И, наконец, миф сочиняет сам ребенок для самоуспокоения: «Наверно, это вообще не мои родители. Может, где-то есть мои настоящие мама и папа, хорошие?..»

Кто такой ребенок алкоголика.

Ребенком из алкогольной семьи (или из семьи, где есть зависимость) является тот, у которого хотя бы один из родителей страдает алкоголизмом. Даже если это было в прошлом и сейчас употребление алкоголя прекратилось: алкоголизм – хроническое заболевание и пожизненное, поэтому не бывает «бывших» алкоголиков.

Более того, развод, даже в самом раннем возрасте, и изоляция ребенка от пьющего отца, ситуацию не спасает. Малыш от этого ребенком алкоголика быть не перестает, и последствия не заставят себя ждать.

 

Что происходит с ребенком в алкогольной семье.

В семьях, где есть алкоголизм, ребенок страдает психологически всегда. Даже в самом начале жизни, когда сознание еще только формируется, младенец чувствует атмосферу дома, чувствует, что что-то происходит, и это «что-то» — негативное. Алкоголизм возможен только в нездоровой, так называемой дисфункциональной семье. Атмосфера накалена, в воздухе витает напряжение. Дети замечательно все чувствуют, даже если от них пытаться это скрыть и сделать вид, что все замечательно. Кроме того, тревога матери передается ребенку, он прекрасно чувствует ее состояние и как бы заражается им… И в более осознанном возрасте это влияние тоже продолжается.

А потом, увы, эти детские переживания носит в себе уже взрослый человек…

 

О чувствах ребенка.

Алкоголизм в семье всегда сказывается на чувствах ребенка. Дети очень чувствительны, особенно в возрасте от 5 до 12, логика у них еще только формируется. Поэтому у ребенка появляется «спасительная мысль», как защита: «Это все из-за меня», «Потому что я плохо себя вел». А за этим следует продолжение: «Я теперь изменяюсь, не буду расстраивать родителей, и папа тогда больше не будет пить!» А папа, увы, как пил, так и пьет, пятерки и хорошее поведение ситуацию не спасают… Тогда у ребенка формируется ложное чувство вины, ребенок подавляет его, оно может углубляться и деформировать психологически. Это никак не способствует счастью и благополучной судьбе в дальнейшем. Если другие взрослые, будь то родственники, учителя, тренеры, родители друзей, хотят помочь, важно донести до ребенка мысль: «Ты не причем, это болезнь. В этом нет твоей ответственности и вины». Такие слова могут стать важной помощью.

1

Другое чувство у такого ребенка – стыд. Дети очень стыдятся алкоголизма в семье, скрывают, из-за этого порой разрушаются взаимоотношения с товарищами. Вот совершенно реальный случай: один мальчик лет 12, отличник и умница, самостоятельный, заботящийся о младшем брате, помогающий маме, не приглашал домой друзей из-за алкоголизма отца. Однажды он все же позвал в гости одноклассника, так как был уверен, что в это время отца точно дома не будет. А отец был – лежал, пьяный, посреди комнаты… Но так как одноклассник не знал отца своего друга в лицо, то тот соврал – мол, «Приехал дядя из деревни, не обращай внимания…» Так столь сильные переживания могут привезти к разрыву отношений с отцом.

Но стыдиться ребенок не должен, это ведь не его поступки! А стыд укореняется, и не случайно – наше общество поощряет стыл: «Как тебе не стыдно!», «Постыдился бы»… Но ведь стыд ничего к лучшему не меняет, не такое уж это и положительное чувство. Есть «здоровое чувство стыда» – за реальный проступок, который можно искупить (извиниться, раскаяться…). А есть чрезмерное или необоснованное, и его уже не искупишь – именно оно и возникает у ребенка из алкогольной семьи.

Еще одно чувство – гнев. Ребенок злится на взрослых и на себя, и к хорошему это не приводит. Само по себе это естественное чувство, но в данном контексте оно превращается в нездоровое — тягостное, разрушительное. И злость, конечно, не помогает – никому в семье не легче от того, что ребенок злится на отца. Этому ребенку надо помочь разобраться со злостью, помочь найти здоровые способы выведения злости вовне. Не надо запрещать гневаться, надо дать новую модель – как гневаться здоровым образом. Например, это может быть двигательная разрядка в спортивной секции…

2

И, наконец, привычным переживанием этого ребенка становится печаль, подавленность. Пьющий родитель может казаться холодным и не любящим. Но именно что «казаться» — на самом деле он любит ребенка, просто в силу своей болезни не может любовь показать. А дети ищут любви, и тогда неутоленный голод по теплу переходит в печаль… Ребенок уже ничего не ждет, он словно сдается.

3

 

 

Что испытывают дети алкоголиков? 
5
Они чувствуют себя:

  • виноватыми и ответственными за пьянство родителей;
  • нелюбимыми и незамечаемыми, как будто они невидимки, посколь­ку вся жизнь в доме вертится вокруг больного родителя;
  • неуверенными и незащищенными из-за вечного непостоянства поведения родителей, их отношения к детям и царящих в доме правил;
  • они испытывают страх, что родитель заболеет, попадет в катастрофу, умрет;
  • стесняются поведения больного родителя в общественном месте;
  • стыдятся «пятна» на своей семье и необходимости постоянно скрывать «секрет» семьи;
  • напуганными внутрисемейной агрессией и жестоким обращением.

 

Особенности поведения таких детей. 
6
Они:

  • могут плохо учиться в школе;
  • имеют мало друзей;
  • часто совершают правонарушения;
  • могут употреблять алкоголь и другие одурманивающие вещества.

Однако некоторые, напротив, становятся «сверхзвездами» — достигают больших успехов. Но позднее и у них, таких благополучных на первый взгляд, могут развиться серьезные проблемы, напри­мер, депрессия в третьем десятилетии жизни либо та же зависимость от психоактивных веществ или игромания, другие формы зависимости не от химических веществ…

И, тем не менее, немало детей из алкогольных семей остаются здоровыми, психологически зрелыми и вполне удовлетворены своей жизнью!

Мифы нашего общества.

1. Первый стереотип говорит о том, что у алкоголиков рождаются слабоумные дети. Это не так – биологические нарушения возникают в редких случаях: если зависимостью страдает мать и употребляет алкоголь в больших дозах во время беременности. В остальном же это совершенно нормальные дети с генетической точки зрения – просто если родитель продолжает пить, позже у них возникают психологические проблемы.

2. Другой миф гласит о том, что дети не страдают, если не видят родителя пьющим. Увы, все не так просто… В той или иной степени алкоголизм родителя все равно влияет на жизнь всей семьи, в том числе младших ее членов.

3. Мать надеется, что развод с пьющим отцом убережет ребенка от дурного примера. Нет, это лишь наносит большую травму – происходит нарушение связи с отцом. Он предстает как страшная незнакомая фигура, мать словно передает ребенку свои обиды и страхи, и тогда ребенок как бы попадает в тиски. С одной стороны, он не может не любить отца. С другой – и мать, и общество негласно запрещают ему это делать!

4. И, наконец, миф побуждает скрывать алкоголизм родителя от ребенка. Нет, на самом деле об этом стоит говорить с детьми, но члены семьи должны получать психологическую помощь. Ребенок должен знать, что папа любит, что его поведение вызвано болезнью, оно не подконтрольно.

 

Жизнь в мире мифов и фантазий. Уход в мир фантазий помогает ребенку выжить в трудных семейных условиях. Главная тема фантазирования: «Что, если бы мой отец (моя мама) был(а) всег­да трезвый(ая)?» Фантазии становятся отрадой для настрадавшейся души ребенка, их фабула имеет счастливый конец. Сновидения служат той же цели на подсознатель­ном уровне — быть прибежищем от действительности либо объяснять непонятное.

Помимо этого, у детей складываются ложные верования. Самые распространенные — следующие:

1) «Я во всем виноват», хотя, как мы и говорили ранее, в этом нет вины ребенка.

2) «Я не такой, как все остальные». Дети, растущие с больными алкоголизмом родителями, смутно чувствуют, что отличаются от других детей, хотя и не знают, как именно. Это чувство вносит диском­форт в их существование. Они как будто принадлежат к другому миру.

3)»Мне следует постоянно контролировать себя и все вокруг, иначе мир рухнет». Одна из целей фантазирования ребенка — достижение чувства контроля над ситуацией, но оно – ложное. Для детей больных алкоголизмом родителей это чувство не только приятно, но и дает ощущение безопасности.

Но любая попытка ребенка сдержать пьянство родителей всегда заканчивается неудачей. Контроль над обстоятельствами не удался, и ребенок еще сильнее винит себя за неспособность изменить что-ли­бо в своей жизни. И если миф о контроле порожден чувством вины, неопределенностью, страхами, то он может только подкреплять переживание бессилия и безнадежности…

4) «Вот придет кто-то или случится что-то, и все это изменится». Этот миф вырастает из чувства собственного бессилия, он снимает вину с ребенка и возлагает ее на какую-то внешнюю силу. Миф пред­лагает надежду. В действительности никакая внешняя сила не может изменить ситуацию в семье к лучшему, во всяком случае, до тех пор, пока родители не попросят помощи у специалистов. Если же ждать волшебной помощи со стороны, то надо признать, что семья сама ничего не может. Она дрейфует по волнам, полагаясь на приливы и отливы. Ожидание, отказ действовать могут привести к депрессии.

Взрослеть — значит расставаться с фантази­ями, заблуждениями, ложными верованиями…

В целом нет ничего необычного или патологического в том, что ребенок фантазирует, создает свои мифы. Это свойственно детям. Плохо, когда фантазии, выдумки занимают место реальности, исполь­зуются вместо действительности.

 

Слишком быстрое взросление.

Дети в таких семьях вынуждены быстро становиться взрослыми. Маленькому ребенку может нравиться поступать так, как поступают взрослые, особенно если его действия подкрепляются похвалой. Однако, когда ему приходится действительно брать на себя часть обязанностей главы семейства, например, в слу­чае, если отец умирает от алкоголизма, 9-летний ребенок не чувствует себя комфортно в роли взрослого. Он испытывает гнев и раздражение от того, что приходится заботиться о матери. Став взрослым, он может сказать: «Меня ужасно бесит, что у меня не было детства».

Естественный процесс взросления подталкивается, ускоряется, находится под прессом семейных обстоятельств. Это затрудняет способность ребенка дели­ться переживаниями с окружающими. Вместо этого ребенок привыкает ублажать окружающих, доставлять им удовольствие и страстно ожидать одобрения от них. Если же одобрение не приходит, он становится раз­давленным, возможно, злым. Источник же гнева следует искать еще в том времени, когда этому ребенку приходилось брать на себя несвойственную его возрасту за­боту о семье.

Дети в семьях алкоголиков чувствуют себя ответственными за младших братьев и сестер. Пьющие родители также нуждаются в их физической и эмоциональной поддержке. Детям приходится выслушивать, одобрять родителей, делать их жизнь более или менее удобной, комфортной. Дети становятся родителями своих родителей, прикрывают собой дезорганизацию семейной жизни.

Позднее у этих детей появляется смутное чувство того, что они упустили что-то важное, что им причиталось, что они заслужили, и они продолжают бороться за то, чтобы вернуть причитавшуюся им долю внимания, детских радостей. Будучи 30-летними и даже 40-летними, они ощущают себя псевдовзрослыми. У них не было возможности быть детьми. Они не понимают легкомыслия, фривольности. Они не наигрались.

Становиться взрослым раньше времени — просто несправедливо. Появ­ляется чувство, что тебя обокрали. Такие люди не умеют наслаждаться жизнью…

журнал «Наша психология» http://www.psyh.ru

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.