..Базовый компонент дошкольного образования - государственный стандарт, содержащий нормы и положения, определяющие государственные требования к уровню развитости и воспитанности ребенка дошкольного возраста, а также условия, при которых он может быть достигнут..."
<dl> <dd itemprop="content" lang="ru"> </dd> </dl>Содержание учебной программы ориентировано на развитие способностей детей в различных видах деятельности и создание оптимальных условий для стимулирования и поддержки эмоционального, нравственного и интеллектуального развития и саморазвития ребенка, проявления самостоятельности, инициативности.
С учетом целей и задач содержание учебной программы структурировано по пяти направлениям: физическое, социально-нравственное и личностное, познавательное, речевое, эстетическое развитие воспитанника. Каждое направление представлено образовательными областями (отдельными дидактическими единицами содержания), которые в единстве составляют его комплексную характеристику.
Освоение детьми представлений, овладение умениями и навыками являются лишь средством их развития, а не самоцелью дошкольного образования. По каждой образовательной области представлены показатели развития воспитанников, являющиеся ориентирами для взрослых в определении реализации содержания учебной программы и детских достижений.
Направление "Физическое развитие"
Содержание реализуется в образовательной области "Физическая культура" и предусматривает формирование культуры движений (ходьба, бег, прыжки, лазанье, броски) и их освоение, активности, позитивного отношения к миру и себе, основ здорового образа жизни, первичных представлений о здоровье, способах его сохранения и укрепления, воспитание физических и личностных качеств.
Направление "Социально-нравственное и личностное развитие"
Содержание реализуется в образовательной области "Ребенок и общество" и предполагает формирование у него стремления к самопознанию, позитивного отношения к себе, взрослым и сверстникам, первоначальных представлений о личной гигиене и культуре питания, основах безопасной жизнедеятельности, мире и родном крае, отношения к ним, воспитание нравственности, патриотических чувств, трудолюбия, приобщение к общечеловеческим ценностям, национальным культурным традициям, сопричастности к современным событиям. Особую роль в социальном развитии играет воспитание основ культуры безопасной жизнедеятельности и трудовое воспитание. Традиционные виды труда - самообслуживание, хозяйственно-бытовой труд, труд в природе, ручной труд - представлены в образовательных областях "Ребенок и общество", "Ребенок и природа", "Искусство".
Направление "Познавательное развитие"
Содержание реализуется в образовательных областях "Ребенок и общество", "Элементарные математические представления", "Ребенок и природа", "Развитие речи и культура речевого общения", "Искусство" и направлено на обеспечение развития психических познавательных процессов и способностей, овладение способами и средствами деятельности; формирование, расширение и обогащение представлений об окружающем мире, умения устанавливать закономерности в окружающем природном и рукотворном мире, воспитание действенного, бережного и ответственного отношения к нему, таких качеств личности, как самостоятельность, целеустремленность, инициативность и др.
Направление "Речевое развитие "
Содержание реализуется в образовательных областях "Развитие речи и культура речевого общения", "Развiццё маўлення i культура маўленчых зносiн", "Обучение грамоте" и обеспечивает овладение нормами и правилами родного языка, развитие коммуникативных способностей, элементарное осознание языковой действительности, подготовку к обучению грамоте. При этом коммуникативная функция рассматривается как основная в речевой деятельности воспитанников, а диалог - как универсальная форма речевого общения.
Направление "Эстетическое развитие воспитанника"
Содержание реализуется в образовательной области "Искусство" и предусматривает воспитание основ общей и художественной культуры, развитие эстетического отношения к миру, художественных способностей и эстетических чувств, детского творчества средствами фольклора и художественной литературы, изобразительного искусства (архитектура, дизайн, скульптура, живопись, графика, декоративно-прикладное искусство), музыкального искусства, хореографии, театра.
В учебной программе дошкольного образования прослеживается взаимосвязь и взаимообусловленность направлений образовательных областей на основе интеграции содержания.